РУС

КАЗ

ENG

ПУБЛИКАЦИИ И ТРУДЫ

Учебные пособия
Статьи
Публикации в СМИ
Экспертные заключения
Свидетельства и патенты
Монографии
Отзывы и рецензии
Научные и иные проекты

 

Новая страница

Магистрант факультета бизнеса и права
специальности «Юриспруденция»
Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза Ермекбаева Т.И.
Доцент кафедры уголовного права и криминологии
Карагандинского юридического института МВД РК им.Б.Бейсенова, к.ю.н., доцент, подполковник полиции
Сейтхожин Б.У.

Проблемы отграничения оконченного состава экономической контрабанды от стадий приготовления и покушения

Определение стадий приготовления, покушения и оконченного состава преступления дано в уголовном законодательстве, где гласит следующее:

1. приготовлением к преступлению признаются совершенные с прямым умыслом приискание, изготовление или приспособление средств или орудий преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от воли лица обстоятельствам. (ч.1 ст.24 УК РК)

2. покушением на преступление признаются действия (бездействие), совершенные с прямым умыслом, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим обстоятельствам. (ч.3 ст.24 УК РК)

3. преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. (ст.25 УК РК)

Проблема отграничения оконченного состава от стадий приготовления и покушения экономической контрабанды в законе и на практике связывается с фактом пересечения таможенной границы.

В качестве сравнительного анализа, данный вопрос можно рассмотреть, исходя из двух официальных разъяснений. В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о контрабанде» от 03.02.1978г. указано: «Контрабанду следует считать оконченной с момента фактически незаконного перемещения товаров через государственную границу СССР. Действие лица, пытавшегося вывезти товары или иные материальные ценности контрабандным путем за пределы СССР, надлежит квалифицировать … по соответствующим статьям УК других союзных республик».

В ст.9 Таможенного кодекса Республики Казахстан от 05.04.2003 года по-разному определяется ввоз и вывоз товаров: ввоз включает в себя фактическое пересечение таможенной границы и действия по перемещению, а вывоз толкуется весьма ограниченно и считается состоявшимся до фактического пересечения таможенной границы.

Споры ведутся в основном по поводу определения стадий контрабандной деятельности при вывозе товаров и иных предметов из страны. Основываясь на указанных нормах таможенного законодательства, многие юристы высказывают мнение о том, что при вывозе контрабанду следует считать оконченной с момента подачи таможенной декларации.[1]

Вот как обосновывает эту позицию Н. А. Лопашенко: «Вопрос о моменте окончания преступления (контрабанды – авт.) решается различно в зависимости от ввоза или вывоза товаров и места совершения преступления. При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию и при вывозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории моментом окончания преступления (вышеназванного преступления – авт.) является фактическое пересечение таможенной границы. При вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории и при ввозе товаров с остальной части таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады момент окончания преступления (контрабанды – авт.) связан с подачей таможенной декларации или иным действием, непосредственно направленным на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти предмет преступления». Аналогичная точка зрения высказывается и в ряде других исследований.[2]

Не соглашаясь с таким мнением, Ю. И. Сучков замечает, что норма о контрабанде «указывает на перемещение через таможенную границу, то есть с одной стороны на ее другую сторону, пересечение грузом линии таможенной (государственной) границы является обязательным условием для признания контрабанды оконченным преступлением. Действия, совершенные до пересечения грузом линии таможенной границы, являются приготовлением либо покушением на контрабанду и перенесение момента окончания преступления на эти стадии лишает субъекта права на добровольный отказ от доведения преступления до конца»[3]. Эта позиция находит поддержку среди других ученых-юристов.[4]

Наиболее ярко выражена данная проблема в практической деятельности правоохранительных органов в статье В. Соболева, где говорится не о подаче таможенной декларации, а о действияхлица, «направленных на реализацию намерения незаконно вывезти товары или иные предметы после подачи им таможенной декларации»[5]. На что Л. Роговых в свою очередь замечает следующее: «Это наглядное свидетельство несостоятельности подхода к определению стадий преступления путем использования положений таможенного законодательства»[6]. Полагаем, что при решении этого вопроса следует исходить из понятия перемещения, а также теории уголовного права, в соответствии с которой преступления с формальным составом признаются оконченными с момента совершения действий.

Контрабанда однозначно признается преступлением с формальным составом. Несомненно, что для уяснения сути ряда понятий, содержащихся в диспозиции ст.209 УК РК, необходимо обратиться к нормам других отраслей права. Однако, уголовно-правовые понятия не всегда идентичны близким по смыслу понятиям других отраслей права и «исходить из принципа прямого применения норм таможенного законодательства в уголовном судопроизводстве, на наш взгляд, нельзя»[7].

В диспозиции ст.209 УК РК в качестве способа совершения контрабанды называется недостоверное декларирование либо недекларирование. Подача таможенной декларации - самостоятельная операция таможенного контроля, и не входит в понятие декларирования, она ему предшествует. Поэтому на стадии подачи таможенной декларации (ее заполнение, подготовка багажа для досмотра и т.п.) возможно совершение лишь приготовления к контрабандному перемещению товара.

Используя положения таможенного законодательства о том, что при вывозе таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации, а завершается в момент пересечения таможенной границы, проиллюстрируем несостоятельность позиции о необходимости считать контрабанду оконченной на более ранней стадии на следующем примере. Н., следовавший из аэропорта Республики Казахстан в Берлин, имел при себе 13000 долларов США. 10000 из указанной суммы Н. в конверте положил в сумку с вещами. Оставшиеся деньги находились у него в портмоне, хранившимся в кармане пиджака. Проходя таможенный контроль, он предъявил таможенную декларацию, в которой было указано, что при себе у него 500 долларов США. На предложение инспектора таможни показать заявленную валюту Н. достал 5 купюр. Пересчитав их, инспектор установил, что предъявленные деньги составляют сумму в 180 долларов. После этого Н. было предложено предъявить для осмотра портмоне, в котором была обнаружена сумма равная 3000 долларов США. На вопрос о наличии другой валюты Н. достал из сумки конверт с 10000 долларов США и передал их сотрудникам таможни.

Адвокат заявил ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Н., поскольку, по его мнению, это «типичный случай добровольного отказа от совершения преступления». Однако следственные и судебные органы с такой позицией защиты не согласились.

В соответствии со ст.26 УК РК добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.

Предъявив, т. е. вручив представителю таможни декларацию, содержащую недостоверные сведения, Н. начал выполнять объективную сторону состава, т. е. совершил действия, направленные на незаконное перемещение валюты в виде долларов США через таможенную границу Республики Казахстан и уже в процессе досмотра вместо 500 долларов предъявил 180. После обнаружения в портмоне других денег Н. осознавал реальную возможность разоблачения и понимал, что таможенные органы могут провести более тщательный таможенный досмотр его вещей и провести личный досмотр. В сложившейся ситуации он не имел возможности довести свой умысел на незаконное перемещение иностранной валюты через таможенную границу Республики Казахстан до конца, осознавал это, что и явилось причиной передачи оставшихся денег таможенному органу. Именно осознание отсутствия возможности довести преступление до конца дает основание говорить о том, что здесь нет добровольного отказа от совершения контрабанды.

В то же время рассматриваемый пример можно изменить, предположив, что Н. удалось пройти таможенный контроль, но, находясь в самолете, он принимает решение выдать предмет контрабанды и делает это. Представляется, что в этом случае будет иметь место добровольный отказ от совершения контрабанды, поскольку Н. осознавал наличие реальной возможности довести преступление до конца, а повторный таможенный досмотр мог проводиться, а мог и не проводиться. Пройдя таможенный контроль и не пересекая фактически таможенной границы РК, Н. выполнил только часть объективной стороны состава экономической контрабанды.

Таким образом, произвольный перенос момента окончания контрабанды на более раннюю стадию не имеет под собой теоретических оснований, поскольку, как отмечалось выше, лишает виновное лицо возможности добровольного отказа от совершения преступления, а также противоречит значению слова «переместить», т.е. вывезти с таможенной территории государства.

На практике возникают трудности при отграничении оконченного состава контрабанды при ввозе от покушения на нее, так как не ясно, с какого момента перемещение считается состоявшимся.

Представляется, что в основу решения этого вопроса следует положить указание, содержащееся в ст.431 ТК РК, в соответствии с которым «товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Республики Казахстан, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Республики Казахстан и до выпуска товаров и транспортных средств». После принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств на таможенной декларации, а также на других документах, на которых указан номер декларации, ставится штамп «выпуск разрешен». Однако, из положения ст.432 ТК РК «таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств». Поэтому, если после этого будет выявлено нарушение правил перемещения, образующее контрабанду, то это оконченный состав преступления; до этого момента - покушение на контрабандное перемещение.

Также возможность полагать, что товар считается ввезенным на таможенную территорию после окончания таможенного контроля, подтверждается следующими обстоятельствами. Если в процессе осуществления таможенного контроля должностным лицом выявляется какое-либо нарушение таможенного законодательства, на таможенной декларации проставляется штамп «выпуску не подлежит» либо «выпуск запрещен». В зависимости от характера обнаруженного нарушения таможенных правил принимается одно из двух возможных решений: о возбуждении производства о нарушении таможенных правил либо о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан товары могут ввозиться не только для свободного обращения, но и для помещения их под таможенный режим, например, магазин беспошлинной торговли. В таких случаях ввоз следует считать состоявшимся с момента помещения товара под запрашиваемый таможенный режим, так как после этого таможенные органы осуществляют контроль по соблюдению условий таможенного режима, и статус товаров регулируется нормами, составляющими содержание таможенного режима, не относящимися к правилам ввоза.

Все вышесказанное представляет следующее, что экономическая контрабанда - формальный состав преступления; действия, образующие объективную сторону состава, направлены на то, чтобы вывезти товар с таможенной территории либо ввезти его на таможенную территорию. При отграничении оконченного состава контрабанды от покушения на нее следует исходить из того, выполнены или нет действия, составляющие объективную сторону состава данного преступления, в полном объеме или нет. С учетом этого при ввозе контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента выпуска товара для свободного обращения или помещения под запрашиваемый таможенный режим; при вывозе с момента фактического пересечения таможенной границы Республики Казахстан. Приготовление к контрабанде возможно не только на этапах осуществления таможенного контроля, которые предшествуют декларированию либо предъявлению товара или иных предмета для таможенного контроля, но и гораздо раньше (например, приобретение контрабандных товаров, приискание соучастников и т.п.).



[1] См.: Комментарий к Уголовному кодексу РК ; Комментарий к Уголовному кодексу Рф / под.ред. В.И.Радченко. М., 1996. С.315-316; Устинова Т.Д. Уголовная ответственность за контрабанду по новому Уголовному кодексу /Криминал и бизнес. 1996. №11. С.12.

[2] Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности…С.218; см. также: Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.И. Преступления в сфере экономической деятельности… С.100-1001.

[3] См.: Сучков Ю.И. Защита внешнеэкономической деятельности Российской федерации…С.33-34.

[4] См.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. С.183; Деятельность таможенных органов по выявлению и раскрытию преступлений: Учебно-практическое пособие / Под.ред. А.В.Федорова, А.В. Аграшенкова. С.99.

[5] Соболев В., Душкин С. Контрабанда: вопросы квалификации… С.34.

[6] Рогатых Л.Ф. Контрабанда: проблемы уголовно-правовой характеристики. Дисс. К.ю.н….С.108.

[7] См.: Беспалько В.Г. Указ.соч. С.80.