РУС

КАЗ

ENG

ПУБЛИКАЦИИ И ТРУДЫ

Учебные пособия
Статьи
Публикации в СМИ
Экспертные заключения
Свидетельства и патенты
Монографии
Отзывы и рецензии
Научные и иные проекты

 

Новая страница

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ  ІШКІ ICTEP МИНИСТРЛ1Г1
БӘРИМБЕК БЕЙСЕНОВ АТЫНДАҒЫ  КАРАҒАНДЫ АКАДЕМИЯСЫ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАРАГАНДИНСКАЯ АКАДЕМИЯ  ИМЕНИ БАРИМБЕКА БЕЙСЕНОВА

2010-2020 ЖЫЛДАРҒА АРНАЛҒАН ҚҰҚЫҚТЫҚ
САЯСАТ ТҰЖЫРЫМДАМАСЫНЫҢ АЯСЫНДА
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ҰЛТТЫҚ
ЗАҢНАМАСЫН ДАМЫТУДЫҢ КЕЛЕШЕГІ

Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ 
НА 2010-2020 ГОДЫ

Международная научно-практическая конференция

КАРАГАНДЫ 2010


Сейтхожин Б.У., заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии Карагандинского юридического института МВД РК имени Б. Бейсенова, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции

Предупреждение коррупции в ОВД

Борьба с коррупцией достаточно долго сводилась только к карательной стороне, а на деле это оборачивалось некоторой активизацией выявления и наказания лишь тех лиц, которые брали взятки вне соучастия с должностными лицами высокого ранга, крупными предпринимателями, организованными преступными формированиями с широкими коррумпированными связями.

Крайне важно обеспечение взаимосвязанной борьбы с организованной преступностью и коррупцией, так как организованная преступность осуществляет масштабный подкуп государственных служащих на постоянной или регулярной основе.

Во все времена коррупция осуждалась, с ней велась постоянная борьба. О масштабах этого зла свидетельствуют слова Цицерона: «взяточники должны трепетать, если они наворовали лишь сколько нужно для них самих. Когда же они награбили достаточно для того, чтобы поделиться с другими, то им нечего бояться». Обещания искоренить коррупцию содержатся в программах всех без исключения политических партий и движений.

Анализ антикоррупционной деятельности свидетельствует о сохранении позитивных тенденций в борьбе с коррупцией. Этому способствовали проведенные организационно-практические мероприятия, а также верное определение основных направлений дальнейшего совершенствования деятельности ОВД по обеспечению правопорядка, общественной безопасности и повышению эффективности предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности в борьбе с коррупцией1.

При обсуждении проблемы коррупции необходимо различать те ее аспекты, которые относятся к предложению и спросу на это явление. Коррупция в аспекте предложения подразумевает дачу взяток в обмен на получение конкретных услуг, особого режима или контрактов, в то время как практика коррупции в аспекте спроса проявляется в подстрекательстве к даче взяток или в их вымогательстве. Последнее типично для коррупции с участием представителей правоохранительных органов.

Согласно ст. 5 Закона «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 г. (с посл. изм. и доп.), борьба с коррупцией осуществляется на основе: равенства всех перед законом; обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней; совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц; приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также асоциально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства; признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции РК; восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений; обеспечения личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями; защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни; недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также контроль за нею; осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения коррупционных преступлений, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества; установления запрета для лиц, указанных в п п. 1, 2, и 3 ст. 3 Закона РК «О борьбе с коррупцией», на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов.

Противодействие коррупционной преступности предполагает привлечение к ответственности и тех, кто осуществляет подкуп сотрудников ОВД, а также устранение последствий коррупции: взыскание незаконно полученного имущества или стоимости предоставленных услуг, аннулирование актов и действий, совершенных в результате коррупционных преступлений, восстановление нарушенных законных прав и интересов потерпевших.

В целях предупреждения коррупции и нарушений служебной этики предусматривается контроль в различных государственных органах, при этом выбирают различные меры. К последним относится: фон доверия применяется в основном в акиматах (32,8 %), в таможне (26 %), в КУИС (37 %), в Министерстве юстиции РК (47,4 %), в Министерстве внутренних дел РК (60 %) и в Финансовой полиции (41,7 %).

Аттестации проводятся в основном в прокуратуре (26,7 %), налоговых органах (30,4 %), судебных органах (34,2 %) и Министерстве образования (45,5 %).

В органах внутренних дел (24 %) и Министерстве финансов (33,3 %) контроль за соблюдением правил служебной этики осуществляется со стороны руководства2.

Коррупция является сложным и многоплановым феноменом, изучение которого требует комплексного и системного подхода, объединения усилий общества и государства, теоретиков и практиков. Необходимо разобраться с объективными и субъективными причинами коррупции, соотношением этих причин на данном этапе развития государства, принять практические шаги по устранению социально-экономической почвы коррупционных явлений, предусмотреть механизмы предупреждения этих деяний по самым различным направлениям.

К концу XX столетия в Казахстане удалось осуществить процесс сдерживания коррупционных проявлений, их предупреждение за счет реформирования правоохранительных органов, активности населения в борьбе с преступностью, совершенствования законодательной базы.

Для дальнейшей борьбы с коррупционными преступлениями и искоренения коррупции в органах внутренних дел предлагается проведение следующих мероприятий.

Чаще практиковать выступления сотрудников ОВД перед населением, максимально используя средства массовой информации.

На видных и оживленных местах населенных пунктов указывать номера телефонов доверия ОВД и устанавливать ящики для обращения граждан и юридических лиц по всем проявлениям коррупции.

В антикоррупционный процесс необходимо максимально вовлекать всех граждан, шире практиковать общественный контроль за процессами, происходящими в обществе, информировать граждан и демонстрировать им открытость службы в ОВД, что явится надежным фактором, сдерживающим коррупцию.

Шире практиковать проведение открытых судебных процессов по фактам коррупционных преступлений, с освещением в средствах массовой информации.

Для искоренения возможных злоупотреблений и коррупционных проявлений среди сотрудников дорожной полиции предлагается расширить сеть уже внедряемых в крупных городах страны и положительно зарекомендовавших себя «центров обслуживания населения» по принципу «одного окна», где в одном месте помимо оформления паспорта и других документов, выдаются и водительские удостоверения. Помещения, где принимаются теоретические экзамены (тесты), и сама процедура экзамена должны быть максимально прозрачными, а процесс принятия экзамена должен проходить открытым.

Четко определить, когда и в каких случаях сотрудники дорожной полиции правомочны останавливать транспортные средства или ограничивать их движение. Перечень таких случаев должен быть исчерпывающим.

Необходимо также внедрение обязательной фиксации факта нарушения Правил дорожного движения (превышение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора и др.) на кино-,видеоаппаратуру. При оформлении материалов о дорожно-транспортном происшествии руководствоваться нормами административного, гражданского и уголовно-процессуального законодательства: составление схем дорожно-транспортного происшествия, участие понятых, специалистов, в необходимых случаях применение фото- и видеоаппаратуры. Полученные данные можно использовать в качестве доказательств по материалам административных дел, тем самым избегая жалоб со стороны участников дорожного движения на вымогательства. Радары (скоростомеры) без фиксаторов фактов нарушений скоростного режима следует запретить.

Во всех помещениях ОВД, где осуществляется прием граждан по вопросам, связанным с выдачей документов (дорожная полиция, миграционная полиция и др.), необходимо предусмотреть установку стола или окна бесплатных консультаций по интересующим вопросам конкретной службы. Для оформления и выдачи документов рекомендуется назначать наиболее опытных сотрудников, могущих дать исчерпывающие консультации гражданам, юридическим лицам. На должность консультанта на правах вольнонаемных сотрудников можно рекомендовать пенсионеров МВД, ранее работавших в этой службе.

Усилить прокурорский надзор за законностью деятельности органов следствия и дознания в целях предупреждения, выявления и устранения случаев нарушений материального и процессуального закона путем изучения находящихся в производстве уголовных дел, рассмотрения жалоб на действия и процессуальные решения органов предварительного следствия и дознания, ознакомления с результатами ведомственных проверок вышестоящих органов следствия и дознания, непосредственного участия в расследовании преступлений, проводить постоянный анализ и обобщение практики расследования коррупционных преступлений.

Вопрос о коррупции напрямую связан с сохранением общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов. Их постепенное разрушение угрожает самому существованию общества. Безнаказанность коррупционеров в погонах способствует тому, что среди населения формируется недоверие к органам внутренних дел и органам государственной власти в целом.

Следует иметь в виду, что надзор за законностью предварительного следствия и дознания предполагает обеспечение принятия обоснованных процессуальных решений и действий должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование по действующему уголовно-процессуальному законодательству на всех досудебных стадиях уголовного судопроизводства с момента получения информации о совершенном либо готовящемся преступлении до направления уголовного дела в суд.

В целях предупреждения коррупции в ОВД необходимо: усилить ответственность руководителей следственных подразделений и их заместителей за неправомерные процессуальные решения, принимаемыми их подчиненными; объявить каждому сотруднику ОВД о запрете заниматься частным бизнесом и лоббированием интересов частных компаний, что заложено в Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан; шире практиковать применение специальной техники для наблюдения за режимом содержания, внутреннего распорядка и действиями сотрудников специальных учреждений ОВД (дежурных частей, ИВС, конвойных подразделений, их автомобилей, за маршрутами следования при конвоировании арестованных и задержанных), а также гласного и негласного выявления и фиксации незаконных связей с арестованными; на оживленных улицах и проспектах крупных городов и населенных пунктов для документирования возможных злоупотреблений со стороны сотрудников дорожной и патрульной полиции, а также с целью минимизации контактов «водитель (правонарушитель) — сотрудник полиции» шире использовать технические средства. Практиковать негласные и ревизионные проверки этих сотрудников силами оперативных служб и собственной безопасности на предмет выявления коррупционных преступлений или злоупотреблений по службе; ставить в известность руководство ОВД о фактах участия сотрудников ОВД в незаконных гражданско-правовых сделках (продажа, мена, дарение и др.) с движимым и недвижимым имуществом (согласно ст. 9 Закона РК «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 г.); оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и пресечению коррупционных преступлений нужно ориентировать на устранение условий возникновения; осуществлять внутриведомственные проверки исполнения сотрудниками ОВД своих непосредственных обязанностей; создать систему надзора и контроля за всеми коррупционными преступлениями.

В нашем государстве продолжает происходить процесс глобализации коррупции, в связи с усилением различных форм транснациональной организованной преступности, тесного переплетения общеуголовных и экономических преступлений, появления новых видов преступлений (неправомерный захват бизнеса и собственности «рейдерство»), постоянный передел организованными преступными группировками сфер влияния над банками, рынками, крупными торговыми центрами, увеселительными заведениями и т.д.

Список использованной литературы:

1. Интыкбаев М.К. Криминологические меры борьбы с коррупцией. — Караганда, 2003. С. 32.

2. Аналитический отчет по социологическому исследованию «Выявление уровня коррумпированности и соблюдения служебной этики государственными служащими по органам государственного управления». — Астана, 2005.С. 33.