РУС

КАЗ

ENG

ПУБЛИКАЦИИ И ТРУДЫ

Учебные пособия
Статьи
Публикации в СМИ
Экспертные заключения
Свидетельства и патенты
Монографии
Отзывы и рецензии
Научные и иные проекты

 

Новая страница

О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сейтхожин Б.У., к.ю.н., доцент

Научно-исследовательский институт экономических и правовых исследований Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, г. Караганда

Научное изучение и практическое решение проблем борьбы с экономической преступностью, в том числе с обеспечением экономической безопасности представляет известную сложность в силу своей многоаспектности и малоизученности, и в этой связи нуждается в дополнительной научной проработке ее теоретических аспектов, и в определении основных направлений, форм и методов борьбы с преступлениями вообще, в сфере экономики, в частности.

Экономике переходного периода нашего государства было присуще несовершенство социально-экономических отношений, разноуровневость хозяйственных связей, сложная система формирующихся рыночных отношений, слабая упорядоченность и бессистемность правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере.

Неслучайно Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей книге «Критическое десятилетие», говоря о проблемах безопасности, отметил, что национальная безопасность призвана обеспечить гарантии неуязвимости основных, жизненно важных интересов страны – национального суверенитета, территориальной целостности, защиты населения. В этом смысле, национальная безопасность выступает как система жизнеобеспечениягосударства: нет национальной безопасности – нет государства[1, С.202].

В настоящей статье постараемся рассмотреть теоретические аспекты экономической безопасности, для чего обратимся к работам ученых, занимавшихся изучением проблем безопасности.

Нельзя не отметить, что развитие казахстанского общества на современном этапе тесно связано с возрастанием количества условий и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, интересам общества и государства. Развитие человеческого общества достигло такого уровня существования, когда обеспечение безопасности, самосохранения, выживания, как отдельного человека, так и мирового сообщества в целом превращается в проблему, необходимость решения которой не оставляет сомнений.

По мнению российских ученых «безопасность» является необходимым условием жизнедеятельности личности, стабильного функционирования и прогрессивного развития общества и государства, самого существования человеческой цивилизации и представляет собой «сложнейшее социально-политическое явление, смысл которого кажется доступным на интуитивном уровне. Однако, несмотря на широкое употребление этого понятия, его сущность и содержание остаются теоретически неисследованными»[2, С.66].

Одним из серьезнейших факторов, влияющих на безопасность государства, является преступность. Совершенно прав В.С. Комиссаров, указывающий в автореферате докторской диссертации на то, что по-прежнему представляют опасность и наносят огромный ущерб обществу и государству в целом - преступность и стихийные бедствия. Совокупность такого рода факторов позволяет рассматривать безопасность в современных условиях как одну из главнейших целей и неотъемлемое слагаемое деятельности людей, социальных групп, обществ, государств мирового сообщества[3, С.10].

«Безопасность» в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова определяется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности»[4, С.41]. То есть, как вытекает из приведенного определения, безопасность выступает как отсутствие опасности, сохранность, надежность. Кроме этого, данное понятие может употребляться применительно к самым различным процессам, как природным, так и социальным. Понятие «безопасности» может отражать не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной, специфической сфере деятельности, но и может включать в себя то - общее, типическое, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности человека и общества. Это общее состоит в том, что безопасность как цель, условие и стратегия защиты от опасности нацелена, в конечном счете, на выживание социальной системы, личности, общества и государства. Например, вполне оправдана такая градация безопасности в сфере производства, строительства, спорта, искусства, транспорта, экономики и т.д.

С.В. Степашин определяет «безопасность» как состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемой функционирование[5, С.23].

Н.Д. Казаков формулирует «безопасность» как динамически устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельность по защите от внутренних и внешних угроз, по обеспечению таких внутренних и внешних условий существования государства, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан[6, С.62].

По мнению Митрохина В.И. «безопасность» - есть мера защищенности среды жизнебытия, чести, достоинства, ценностей личности, социальных групп, государства, общества, цивилизации в целом.[7, С.22]

Авторы учебника «Уголовное право Республики Казахстан» отмечают, что «безопасность» определяется как положение, при котором опасность не угрожает кому-нибудь, чему-нибудь, как отсутствие опасности, сохранность, надежность. Следовательно «безопасность» есть нечто ценное и достижимое, создаваемое людьми, как некоторая ценная характеристика, как потребность, как благо для человека. И, несомненно, все это должно быть надежно защищено законом[8, С.470].

Обобщая высказанные дефиниции, можно сделать вывод, что «безопасность» можно представить как результат социальной деятельности по обеспечению защищенности личности, общества, государства. Деятельность по обеспечению безопасности возникает как социальный феномен по разрешению противоречий между объективной реальностью, как опасностью и потребностью отдельно взятого человека, группы людей или общества в целом, которую следует предотвратить, локализовать, устранить последствия опасности. Опасность в данном случае является инициирующим фактором деятельности по обеспечению безопасности. В качестве предмета деятельности выступают конкретные угрозы опасности (военные, политические, экономические и др.), а также отдельные материальные носители этих угроз (природные, социально-общественные явления и т.д.).

Анализ объекта деятельности по обеспечению безопасности позволяет эту деятельность логически разделить на три взаимосвязанных и взаимообусловленных горизонтальных уровня: 1) обеспечение безопасности личности; 2) обеспечение безопасности общества; 3) обеспечение безопасности государства.

Понимание предмета деятельности по обеспечению безопасности дает возможность выделить самостоятельные уровни безопасности, составляющие самостоятельные и составные части национальной безопасности. К ним можно отнести:

- обеспечение политической безопасности;

- обеспечение военной безопасности;

- обеспечение безопасности информационной,

- обеспечение научно-технической, экономической и т.д., в своей качественной совокупности входящие в понятие национальной безопасности.

Термин «экономическая безопасность государства» появился в начале 70-х годов 20-го столетия и впервые был озвучен представителями развивающихся стран на Бразильском форуме по развитию мировой экономической системы, проводимым под эгидой ООН. Основные его положения были сформулированы в принципах, принятой по результатам форума - Бразильской концепции коллективной экономической безопасности. Данная концепция позволила вычленить из существовавшей до этого национальной безопасности очень важную, с точки зрения развивающихся стран, составляющую – экономическую безопасность[9, С.12].

Поскольку экономика в жизнедеятельности любой страны играет главенствующую роль, то соответственно большое место принадлежит и обеспечению экономической безопасности.

Экономическая безопасность, в широком смысле слова, предполагает защиту экономики любой страны от любых опасных воздействий как изнутри, так и извне страны.

Кроме того, экономическая безопасность предполагает поддержание экономики на соответствующей степени развития избранного государством курса, который обеспечивал бы нормальные жизненные условия, а точнее, давал возможность дальнейшего экономического роста конкретного государства.

Неслучайно академик Л. Абалкин, давая понятие экономической безопасности, определил ее, как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию»[10, С.5].

Другими учеными «экономическая безопасность» определяется как совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь[11, С.24].

По мнению казахстанского ученого М.В. Сандрачука, экономическая безопасность государства – это постоянный процесс динамической устойчивости социально-экономической системы (государство) в условиях нелинейности, неравновесности и необратимости, вызываемых воздействиями внешней среды, со своим энергетическим уровнем, по поводу отношений собственности на природные ресурсы[12, С.27].

На наш взгляд, данное определение не в полной мере отражает ее содержание, так как рассматривает лишь влияние только внешних факторов на экономическую безопасность. Полагаем, что экономическая безопасность непосредственно связана и с внутренними факторами, например, с текущим состоянием экономики, образующих совокупность условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики нашего государства.

Казахстанский ученый экономист Т.К. Бабланов определяет экономическую безопасность, как состояние экономического субъекта в системе связи с позиций способности к устойчивости в развитых условиях нежелательного изменения внутренних и внешних угроз[13, С.354]. Данное определение так же не полностью отражает сущность экономической безопасности.

С.М. Кузьменко дает понятие экономической безопасности, как состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, способностью противодействовать воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного производства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную напряженность в обществе, а также возможную угрозу самому существованию государства[14, С.28].

Полагаем, что автор вышеназванного определения не совсем оправдано свел понятие экономической безопасности к состоянию экономики и способности к самозащите, то есть речь идет об иммунитете экономики, если сравнивать ее с живым организмом.

А.А. Смагулов отмечает, что согласно действующего законодательства «экономическая безопасность» представляет собой состояние защищенности национальной экономики РК от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость. Экономическая безопасность должна обеспечиваться решениями и действиями государственных органов, организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан. Сегодня обеспечение экономической безопасности является одной из приоритетных задач, решение которой возложено на органы финансовой полиции (Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью), органы внутренних дел, таможенные органы, которые взаимодействуют между собой, и в случаях необходимости – с органами национальной безопасности, Национальным банком и другими органами. Практическое решение указанной задачи находит свою реализацию в различных направлениях деятельности вышеназванных правоохранительных органов. В целях повышения эффективности обеспечения экономической безопасности, отмечает автор, необходима координация деятельности названных государственных органов, их отдельных структурных подразделений[15, С.181-182].

Заслуживает внимания понятие экономической безопасности, описанная криминологом В.Н. Кудрявцевым в книге «Стратегия борьбы с преступностью». Цитируемый автор предлагает меры безопасности определять как предпринимаемые в целях защиты людей, промышленных, военных, научных и иных объектов от преступных посягательств неустановленных (неопределенных) лиц. При этом, незаконны репрессии в отношении «подозреваемых» или «неблагонадежных» элементов на осуществление мер по охране и защите государственных и общественных объектов, а также защите граждан от возможных преступных посягательств. По сути, речь идет об устранении условий, способствующих совершению преступлений[16, С.307].

На наш взгляд, «экономическая безопасность» должна предусматривать ряд мер правового, организационного и экономического характера, обеспечивающих защиту самой экономики от различного рода посягательств. Следовательно, экономическую безопасность, можно представить, как способность государства обеспечивать реализацию и защиту отношений, возникающих в сфере экономикинанациональном и международном уровнях.

Угрозы экономической безопасности связаны не только с экономической преступностью, но и с действиями иных факторов, входящих в предмет исследования криминологии. Немаловажно и то, что кардинально изменились социально-экономические условия в нашем обществе, обострилась криминогенная ситуация, значительные изменения произошли в уголовном законодательстве РК. Все это настоятельно диктует необходимость осмысления новых аспектов экономической безопасности и ее основных угроз, причем не только с теоретико-правовых позиций или уголовно-правовой защиты экономики, но и под углом зрения криминологической науки.

Литература:

1. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – Алматы: Атамура, 2003. С. 202.

2. Лесков М.А. Гомеостатические процессы и теория безопасности // Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. – 1994. – № 4. С. 66.

3. Комиссаров B.C. Преступления, нарушающие общие правила безопасности (Понятие, система, общая характеристика): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 1997. С. 10.

4. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская Академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. С. 41.

5. Степашин С.В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы): Монография. – СПб.: СПб ЮИ МВД России, 1994. С. 23.

6. Казаков Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления) // Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. – 1994. – №4. С. 62.

7. Митрохин В. И. Концептуальные основы стратегии национальной безопасности России // Социально-политический журнал. – 1995. – № 6. С. 22.

8. Уголовное право Республики Казахстан. Особенная часть: Учебник. – Алматы: Жеті жарғы, 2003. С. 470.

9. Сандрачук М.В. Эволюция феномена «экономическая безопасность государства» // Экономическая безопасность государства в условиях переходного периода: традиции, опыт, проблемы: Монография. – Астана, 2004. С. 12.

10.Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. – №12. С. 5.

11.Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. – М., 1995. С. 24.

12.Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности государства: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию образования органов финансовой полиции (г.Астана, 28-29 мая 2004 г.). Ч. 1. – Астана, 2004. С. 27.

13.Борьба с преступностью в Казахстане (Вопросы теории и практики). – Алматы, 1998. С. 354.

14.Кузьменко С.М. Преступление в сфере экономической деятельности (криминологические и уголовно-правовые аспекты): Учебное пособие. – Шымкент, 2006. С. 28.

15.Смагулов А.А. Перспективные направления взаимодействия органов финансовой полиции с агентством таможенного контроля в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан // Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности государства: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию образования органов финансовой полиции (г.Астана, 28-29 мая 2004 г.). Ч. 2. – Астана, 2004. С. 181-182.

16.Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. – М.: Юрист, 2003. С. 307.

Түйін

«Экономикалық қауіпсіздіктің кейбір теориялық аспектілері» атты ғылыми мақалада Қазақстан және Ресейдің заңгер ғалымдарының қауіпсіздікті, оның ішінде экономикалық қауіпсіздікті зертеу ұстанымдары қарастырылған. Зерттеу нәтижесінде бұл сұрақтарды жан-жақты қарау, яғни, қылмыстық-құқықтық ғылыми тұрғыдан ғана емес криминологиялық ғылыми тұрғыдан да қарау керек деген қортындыға келеміз.

Resume

The positions of scientific lawyers of Kazakhstan and Russia, engaged in security studying, including economic safety are considered in the scientific article entitled: «SOME THEORETICAL ASPECTS OF ECONOMIC SECURITY». The author comes to the conclusion that this question should be considered comprehensively, not only from the positions of criminally-legal science, but also from the perspective of criminological science.

Сведения об авторе:

Сейтхожин Булат Умержанович, дом.адрес: г.Караганда, ул.Язева, д.17, кв.66, дом. тел.74-41-83.

Старший научный сотрудник НИИ экономических и правовых исследований Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, кандидат юридических наук, доцент