РУС

КАЗ

ENG

ПУБЛИКАЦИИ И ТРУДЫ

Учебные пособия
Статьи
Публикации в СМИ
Экспертные заключения
Свидетельства и патенты
Монографии
Отзывы и рецензии
Научные и иные проекты

 

Новая страница

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сейтхожин Б.У. – к.ю.н., доцент,  старший научный сотрудник НИИ ЭПИ
Карагандинский экономический  университет Казпотребсоюза

Премьер-Министр К. Масимов 5 февраля 2011 г. на расширенном заседании коллегии Министерства экономического развития и торговли определил три основных направления. Первое – это развитие человеческого капитала, иными словами, развитие образования, здравоохранения и социального обеспечения. Второе – развитие жесткой инфраструктуры, - строительства автомобильных и железных дорог, электроэнергетики и т.д. Третье - развитие мягкой инфраструктуры, т.е. продолжение структурных и институциональных реформ. Далее К. Масимов отметил, что в случае не реализации этих направлений, потенциально можем оказаться в ловушке, которая уведет нас назад. Потому что зависимость только от сырьевых ресурсов и экспортных цен на основные товары может сыграть злую шутку. [1]

Как известно, слабое в экономическом отношении государство не может обеспечить свою экономическую безопасность и безопасность своих граждан, занятых в производстве, эффективно противодействовать любым посягательствам на экономику.

Поскольку экономическая безопасность является составной и неотъемлемой частью национальной безопасности и в этой связи обеспечивает защищенность возникающих в обществе экономических отношений, то нетрудно заметить, что экономическая безопасность обеспечивает устойчивость социально-экономической основы правового государства.

Человеческая цивилизация достигла такого уровня развития, когда обеспечение безопасности и самосохранения, как отдельного индивида, так и мирового сообщества из плоскости рассуждений переходит в насущную практическую проблему, необходимость решения которой с каждым днем становится все очевиднее. Поиск путей решения этой проблемы актуален и для мирового сообщества в целом, и для каждого государства в отдельности, поскольку от уровня обеспечения национальной безопасности зависит целостность государства, его защищенность от иностранного диктата, улучшение жизненного уровня людей в нормальных условиях окружающей среды.

В перечне предметных сфер национальной безопасности особое место принадлежит экономической безопасности. Экономическая безопасность, являясь базисной основой безопасности национальной, предполагает поддержание экономики страны на той степени развития, который обеспечивал бы возможность дальнейшего экономического роста, способность противодействовать воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную напряженность в обществе, а также возможную угрозу самому существованию государства.

Обратимся к тексту Основного Закона Республики Казахстан – Конституции, где в ч.2 статье 1, наряду с такими основополагающими принципами деятельности Республики, как общественное согласие и политическая стабильность, указан такой основополагающий принцип, как экономическое развитие на благо всего народа. [2, с.4]

А поскольку, согласно ч.1 ст.1 Конституции нашей страны, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, [2, с.4] то, безусловно, вырисовывается роль и самой экономической безопасности, как главного гаранта благополучия экономики нашего государства.

В Законе РК от 26 июня 1998 г. (с изм. и доп.) «О национальной безопасности в Республике Казахстан» в ст.18, определяющей роль и значение экономического развития нашего государства, закреплено: обеспечение экономической независимости Казахстана; недопущение экономической изоляции Казахстана от мировой экономической системы; сохранение и укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны; не превышение предельно допустимого уровня дефицита государственного бюджета и укрепление его доходной части; недопущение нецелевого использования бюджетных средств и государственных ресурсов; недопущение угрожающего дисбаланса в социально-экономическом развитии регионов Казахстана; увеличение доли казахстанских товаропроизводителей в экономике страны при условии поощрения конкуренции и ограничения монополизма; обеспечение экономического роста и др.

Как видим, содержательную сторону понятия экономической безопасности законодатель неразрывно связывает с пониманием в целом функционирования самого государства. Как известно, в центре многих теоретических воззрений о целях государства в той или иной мере лежали идеи народного благосостояния, безопасности, свободы и права граждан.

Так, например, французскому ученому В.Р. Мирабо принадлежит высказывание о том, что высшая мудрость власти заключается вовсе не в ее политико-административном искусстве, а, прежде всего, в том, чтобы «всячески подавлять в себе необузданное желание править – самую пагубную болезнь современных государств». [3, с.25]

Основополагающие постулаты теории правового государства – принципы конституционализма, равенства всех перед законом, верховенства закона, разделения властей, защиты прав человека и гражданина – неразрывно связано с сущностью безопасности, роли государства и права в ее обеспечении.

Сам термин «правовое государство», как известно, появился в немецкой политико-юридической литературе первой трети XIX века, но подразумеваемые им понятия и идеалы, по мнению ученых, вынашивались в течение, по крайней мере, двух столетий. [4, с.3-18]

Современная рыночная экономика обеспечивает равные стартовые условия в создании предприятий, выборе любого вида предпринимательской деятельности, выпуске любой продукции (услуг), не запрещенных законом. Отсюда – многообразие товаропроизводителей и товаров, а значит, и свобода выбора для потребителя. Таким образом, создаются и воспроизводятся качество свободы и равенства, как в отношении производителей, так и в отношении самих потребителей, разумеется, с учетом ограничений, связанных с нынешним уровнем общественного развития и вещным характером отношений. Это пока единственно возможный достижимый уровень экономической свободы и равенства в наше время. И любое ограничение свободы рынка, предпринимательства и конкуренции, происходит ли это по инициативе государства или является следствием деятельности коррупционеров, организованной преступности, неизбежно приводит к соответствующему ограничению экономической свободы и независимости индивидов.

Совершенно справедливо говорит о роли экономики в правовом государстве А.С. Ибраева, при этом отмечая, что переход к рыночной экономике значительно повышает роль права в обществе, а также поднимает значение правовых средств в механизме правового регулирования. Право ограничивает силу, препятствует ее вторжению в хозяйственные отношения, создает гарантии для того, чтобы результаты и продукты дополнительных экономических условий не были отменены или изъяты под какими бы то ни было предлогом, и тем самым стимулирует инициативу и продуктивный путь. Существует закономерность: чем фундаментальнее образовательный и культурный уровень людей, чем ближе общество к цивилизованной экономике, тем меньше в нем недобросовестности, нечестности в деловых отношениях между людьми, меньше нарушений правовых норм. [5, с.34]

Иными словами, правовое государство ограничивает себя целым комплексом постоянных правил и норм, системой сдержек и противовесов. Это необходимо для соблюдения гарантий против нарушения демократических норм и против злоупотреблений в сфере власти. Так в демократическом обществе достигается удерживание всей социальной и политической системы в равновесии, оберегая и защищая ее от резких скачков, от взрывов и потрясений.

В работах зарубежных экономистов-теоретиков [6, с.10.] мы найдем немало размышлений о роли гражданского общества и правового государства в их неразрывной связи с развитием свободного рыночного хозяйства и, вообще, с идеей утверждения индивидуальной свободы и независимости личности.

Ныне перед казахстанским обществом стоит задача формирования не просто рыночной экономики образца первоначального накопления капитала, с присущей ей безбрежной свободой. Требуется заложить основания цивилизованной, правовой хозяйственной системы. Именно право, материализованное в систему правовых законов, должно определять и направлять развитие цивилизованных и эффективных экономических отношений, призванных реализовать и воспроизводить в практике хозяйствования идеалы свободы и независимости личности. Мировой опыт подтверждает вывод о том, что цивилизованная система рыночных экономических отношений должна сопровождаться и подкрепляться процессами укрепления основ правовой государственности.

Таким образом, движение к идеальной модели рыночного хозяйства, к гражданскому обществу и правовому государству - есть взаимосвязанный, взаимообусловленный, взаимодополняющий процесс движения социума к свободе и демократии. Она же, как нам представляется, позволяет найти и методологические обоснования для определения места и роли экономической безопасности в формировании гражданского общества и правовой государственности.

Ни правовое государство, ни гражданское общество не могут существовать без устойчивого экономического базиса, в основе которого лежит экономическая безопасность и ее составная часть – экономическая защищенность социального качества личности (духовного и физического), социальных групп и общества в целом, высокий уровень жизни населения, исключающий его криминализацию.

Этот аспект экономической безопасности имеет явно выраженный криминологический контекст, ибо криминализация населения, утрата обществом духовных ценностей и нравственных ориентиров, лежат в основе причинного комплекса преступности.

Сегодня есть все основания говорить о необходимости обеспечения экономического безопасности, добавив к этому системное влияние географических, политических, экономических, военных, экологических факторов на национальную безопасность и, соответственно обеспечение экономического состояния общества.

Не случайно, известный российский криминолог А.И. Долгова, криминальное общество определяет, как подструктуру «большого» общества, которое существует наряду и о взаимодействии с так называемым официальным обществом, однако формируется и функционирует на основе тех противоречащих закону отношений, норм, систем социального контроля, которые создаются лидерами организованной преступности в процессе развития криминальной деятельности и широкого социального обеспечения криминальных интересов. Изложенное – один из закономерностей развития преступности как относительно целостного явления [7, с.68-69].

Вряд ли это означает, что правоохранительная деятельность государства, карая зло – реальное или мнимое инакомыслие – олицетворяла собой гуманизм и человечность.

Проблемой эффективного противодействия преступности, сохранения духовного здоровья населения, обеспечения личной безопасности, прав и законных интересов граждан, сегодня озабочены и властные структуры, и общественные формирования во всем мире. Однако подходы к решению этой проблемы различны. Тоталитарное государство стремится решать проблемы обеспечения правопорядка исключительно силами самого государства, предпочитая жесткий, репрессивный путь преодоления социальных вопросов, включая преступность, правонарушения, наркотизацию и алкоголизацию населения, аморальное поведение своих сограждан. Демократическое же государство стремиться привлечь к решению этой проблемы не только государственные органы, но и институты гражданского общества, обладающие уникальными возможностями морального и нравственного воздействия на поведение граждан.

Эти две принципиально различные позиции к преодолению социальных проблем и лежат в основе концептуальных подходов к формированию уголовно-правовой и криминологической политики, государственно-правовой правоохранительной деятельности и механизмов ее осуществления в государствах с различным политико-правовым режимом.

Экономическая преступность придает экономике своеобразную виктимность, высокую степень ее криминологической уязвимости для недобросовестных участников экономических отношений, разного рода мошенников и преступных контингентов (согласно данным Комитета правовой статистики и информации Генеральной прокуратуры РК в целом по республике в 2008 г. было зарегистрировано – 1333 преступлений в сфере экономики; в 2009 г. их было зарегистрировано уже 1715, а в 2010 г. соответственно – 1302). Это, в свою очередь, обусловливает неэффективность экономики, ее неспособность обеспечить прочную экономическую базу функционирования государства, создать надлежащие условия жизни миллионов казахстанцев. Между этими обстоятельствами существует тесная диалектическая связь: слабое в экономическом отношении государство не может эффективно противодействовать экономической преступности; последняя, чувствуя свою безнаказанность, «расширяет плацдарм», отвоевывает у общества и государства все новые и новые сегменты экономики, постепенно криминализирует экономическую сферу (например, неправомерный захват бизнеса и собственности, так называемое рейдерство, предусмотренное ст.226-1 УК) и не дает ей развиваться в соответствии с законами цивилизованного рынка и демократического общества.

Отмеченные обстоятельства порождают два комплекса взаимосвязанных проблем, связанных с экономической безопасностью. С одной стороны, бизнес сам нуждается в защите как от преступных посягательств, так и от неразумной (с правовой и экономической точек зрения) деятельности государственных институтов, с другой – государство, общество в целом и отдельные граждане нуждаются в защите от бизнеса, в частности, криминализованного. Затягивание в решении экономической деятельности, способы ее осуществления и не достаточного правового регулирования угрожают экономической и национальной безопасности страны.

Как известно, 20-е столетие прошлого века отмечено вступлением Казахстана в эпоху рыночных отношений. Существенно изменился социально-экономический облик страны, возникли новые формы собственности, поменялась психология людей. Основной задачей экономической деятельности предпринимательства является стабилизация экономического развития нашего общества, и в этой связи Президент РК, Правительство, государство в целом предпринимают меры по поддержке и стимулированию малого и среднего бизнеса. По мере укрепления государственности, наше государство больше ориентируется на рыночные реформы предпринимательства. Наряду с государственными предприятиями и акционерными обществами, функционируют не государственные корпорации, финансово-промышленные группы, холдинги, имеющие большую автономию в вопросах управления и функционирования. Таким образом, государство максимально поддерживает предпринимательство и принимает все необходимые меры для его развития и совершенствования.

В обеспечении экономической безопасности государства центральной фигурой становится правоприменитель, от добросовестной, честной и грамотной работы которого в немалой степени зависит результативность превентивных мер в банковско-кредитной, налоговой, инвестиционной, приватизационной, строительно-промышленной, потребительской, внешнеэкономической и других сферах, от которых в конечном счете зависит и благополучие страны в целом.

Полагаем, что не меньшее значение имеет разработка криминологических аспектов экономической безопасности, рассматриваемой через призму преступности в сфере экономики. Дело в том, что распространенность экономической преступности достигло уровня, который реально угрожает национальной безопасности, а следовательно и экономической безопасности. Все это настоятельно диктует необходимость осмысления экономической безопасности не только с теоретико-правовых позиций, но и под углом зрения криминологической науки.

Список литературы:

1. Казахстанская правда. 2011. 5 февр.

2. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995. (с изм. и доп., внес. Законом РК от 7.10.1998 г., 21.05.2007 г., 2.02.2011г.). – Алматы, 2005.

3. Гумбольт В. Язык и философия культуры. – М., 1985.

4. Нерсесянц B.C. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. – 1989. – № 2.

5. Ибраева А.С. Правовая культура: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – Бишкек, 2005.

6. Эрхард Л. Благосостояние для всех. – М., 1991.

7. Долгова А.И. Криминология – 2 изд. с изм и доп. – М.: Норма, 2004.