РУС

КАЗ

ENG

ПУБЛИКАЦИИ И ТРУДЫ

Учебные пособия
Статьи
Публикации в СМИ
Экспертные заключения
Свидетельства и патенты
Монографии
Отзывы и рецензии
Научные и иные проекты

 

Новая страница

Сейтхожин Булат Умержанович

кандидат юридических наук,
доцент, старший научный сотрудник
научно-исследовательского института
экономических и правовых исследований
Карагандинского экономического
университета Казпотребсоюза
Дом. адрес: гор.Караганда,
ул.Язева 17-66, дом. тел.74-41-83

Сущность и основное содержание   экономической безопасности

Для успешного проведения реформ в экономической, политической и правовой сферах Республики Казахстан необходимо обеспечение надежных гарантий неприкосновенности граждан и различных форм собственности, реальной защиты конституционных прав и свобод личности. Неслучайно, в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» отмечено о необходимости установления абсолютного верховенства закона и защиты законопослушных граждан от преступности. [1, С.82]

Негативные изменения преступности, особенно в сфере экономической деятельности, оказывают крайне негативное влияние на качество жизни в обществе, способствует усилению в нем нравственно-психологической напряженности, неуверенности людей в будущем и в своей безопасности.

Являясь основой государства, современная экономика непосредственным образом оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества, а ее развитие и укрепление влияют на утверждение Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. [2, С.4]

Переход экономики Казахстана к рыночным отношениям, не только завершил период господства государственной монополии на собственность, но и создал принципиально новые субъекты хозяйствования, способствовал развитию частной собственности, предпринимательской, коммерческой, банковской деятельности, а вместе с ними изменил подход к обеспечению экономической безопасности государства.

В Законе РК «О национальной безопасности в Республике Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233-1 (с изм. и доп.) в главе 1 статьи 1, наряду с такими понятиями, как внешняя безопасность, военная безопасность, информационная безопасность, национальная безопасность, общественная безопасность, экологическая безопасность, закреплено понятие экономической безопасности как «состояние защищенности национальной экономики Казахстана от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость». [3, С.44]

В современных условиях правоохранительная система призвана не только пресекать различные злоупотребления свободы экономических отношений со стороны хозяйствующих субъектов, сложившихся рыночных отношений, но и способствовать недопущению нарушений закона предпринимательскими структурами и гражданами.

Следует заметить, что бизнес, по причине отсутствия четких юридических ориентиров правомерного поведения участников экономических отношений, не всегда оказывается в правовой сфере. С другой стороны, учитывая, что ведущие сферы и отрасли экономики развиваются непланомерно и несбалансированно, в результате чего страдает эффективность хозяйствования, а возможно и провалы в тех или иных сферах, именуемых банкротством.

Учитывая высокую степень криминологической уязвимости экономики, она сама нуждается в защите от разного рода мошенников и преступных контингентов, а также недобросовестных хозяйствующих субъектов.

И другое обстоятельство – неэффективность самой экономики, ее неспособность обеспечить прочную экономическую базу функционирования государства, создать надлежащие условия жизни для миллионов казахстанцев.

Слабое в экономическом отношении государство не может обеспечить свою экономическую безопасность. Посягательства на экономическую безопасность, используя простор и свободу рыночных отношений, приобретают широкий масштаб и организованные формы соучастия, которые постепенно криминализируют экономическую сферу и не дает ей развиваться в соответствии с законами цивилизованного рынка и демократического общества.

Указанные обстоятельства порождают два комплекса проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности государства. В первую очередь необходима защита самого бизнеса, как от преступных посягательств, так и от неразумной (с правовой и экономической точек зрения) деятельности отдельных государственных институтов.

И другая проблема. Для обеспечения экономической безопасности государства необходима защита экономики и от самого бизнеса, как неэффективного, так и криминализированного. Криминализированный бизнес приведет к тому, что само состояние экономической деятельности, осуществляемое вне правового и экономического поля непосредственно угрожает экономической и национальной безопасности Казахстана.

Для устранения угроз экономической безопасности государства необходим комплекс мер по разработке и созданию экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности. Не решив данных проблем, невозможно обеспечить такой уровень экономических процессов, который гарантировал бы нормальное функционирование рыночной экономики.

По мнению ученых, бесперебойная деятельность социально-экономического механизма в известной степени зависит от положения государства и его институтов, более широкого и непредвзятого обоснования функций государства в современной экономике. В основном это предполагает квалифицированное государственное регулирование развитой рыночной экономики. [4, С. 518; 5, С. 6-8; 6]

Вместе с тем, признание свободы экономических отношений не означает отказа от их государственного регулирования. Напротив усиление государственного контроля позволит обеспечить защиту общественных интересов, интересов потребителей, законных прав и интересов предпринимателей, в целом экономической безопасности государства.

Следует отметить, что недостаточная эффективность уголовного законодательства является весомым фактором увеличения уголовно-наказуемых деяний, поскольку формируется представление о безнаказанности лиц, совершающих преступления в сфере экономической деятельности. Кроме того, утрачивается превентивная роль уголовного законодательства, оно перестает выполнять задачу предупреждения новых преступлений.

Не случайно в статье 5 Закона РК «О национальной безопасности в Республике Казахстан» к угрозам национальной безопасности законодатель относит, наряду с другими источниками, и саму преступность, а также нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Республику Казахстан, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны.

Экономическая безопасность, являясь самостоятельной и неотъемлемой частью национальной безопасности, есть постоянно осуществляемый комплекс мер правового, организационного и экономического характера, проводимый в том или ином государстве, как внутри страны, так и за его пределами, направленный на защиту экономических интересов государства, организаций и граждан и, создающий для экономики устойчивость, независимость и конкурентоспособность, обеспечивающий благоприятные условия для нормальных отношений в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг, а также влияющий на другие социальные процессы в обществе.

Данная дефиниция, на наш взгляд, раскрывает сущность экономической безопасности и позволяет сформулировать ее основное содержание:

1. Экономическая безопасность есть самостоятельная наиболее важная часть национальной безопасности, от которой зависит в целом и безопасность всего государства.

2. Экономическая безопасность есть состояние защищенности экономики государства как внутри страны, так и за его пределами.

3. Экономическая безопасность направлена на создание благоприятных условий развития отношений, складывающихся в сфере экономики.

4. Уровень обеспечения экономической безопасности влияет на социальные и экономические процессы, происходящие в обществе (показатели в экономике; состояние преступности, в том числе и преступлений в сфере экономической деятельности).

Список использованных источников:

1. Назарбаев Н.А. «Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». – Казахстан – 2030. - Алматы, Юрист. 2000.

2. Конституция Республики Казахстан. 30.08.1995. (с изм. и доп., внес. Законом РК от 7.10.1998 г., 21.05.2007 г., 2.02.2011г.). – Алматы, 2005.

3. Правоохранительные органы: Сборник законодательных актов. – Алматы: Юрист, 2006.

4. Административное право: Учебник // Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л. Попова. – М: Юристъ, 1999.

5. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – Алматы: Атамура, 2003.

6. Казаков Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления) // Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. – 1994. – №4.