РУС

КАЗ

ENG

ПУБЛИКАЦИИ И ТРУДЫ

Учебные пособия
Статьи
Публикации в СМИ
Экспертные заключения
Свидетельства и патенты
Монографии
Отзывы и рецензии
Научные и иные проекты

 

Новая страница

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц»

Казахстан принял на себя определенные обязательства в области международных принципов отправления уголовного правосудия, подписав Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, статья 9 п. 3 которого позволяют ставить вопрос о приведении национального уголовно-процессуального законодательства в соответствие с общепризнанными стандартами и процедурами.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года одним из важных направлений приведения уголовного закона в соответствие с международными договорами, ратифицированными Казахстаном является введение уголовной ответственности юридических лиц за некоторые категории преступлений, в том числе за экологические, экономические и коррупционные преступления. В этой связи проект закона видится своевременным и отвечающим концепции развития уголовной политики.

Однако эффективная уголовная политика государства невозможна без оптимальной модели уголовного судопроизводства. Поэтому в Концепции также установлена необходимость разработки оптимальных правовых механизмов, предусматривающих эффективное применение уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности, в целях быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливого судебного разбирательства и надлежащего применения уголовного закона. Отсюда возникает потребность внесения изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан в целях использования процессуальных механизмов для привлечения к уголовной ответственности юридических лиц.

Инициаторами законопроекта сделаны предложения о внесении ряда изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года, которые в целом нами поддерживаются и предложенный вариант изменений и дополнений может быть воспринят, поскольку предлагаемый подход в целом не изменяет концепцию уголовного судопроизводства и вроде бы не противоречит основным принципам.

Вместе с тем, не совсем верно, с точки зрения теории уголовного процесса, признавать юридическое лицо ‑ подозреваемым и обвиняемым, а затем и подсудимым. Было бы на наш взгляд правильным называть данного субъекта уголовного процесса – юридическое лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, как оно указано в редакции предлагаемой новой главы 52-1. Такой подход будет более верным, поскольку невозможно доказывание вины юридического лица, а необходимо лишь установление того, что его действием или бездействием совершено деяние, подпадающее под признаки конкретного преступления.

В этой связи было бы целесообразным в самой главе, посвященной особенностям производства по делам в отношении юридических лиц, оговорить данные моменты либо ввести отдельные статьи, например, статью 207-1 назвав ее «Постановление о привлечении к уголовной ответственности юридического лица», оговорить в данной норме особенности в содержании данного постановления. Считаем, что в этом случае не произойдет смешения и путаницы.

Также имеются отдельные замечания по редакции норм законопроекта.

Так, в части 2 ст.495-4 указывается, что юридическое лицо вправе сменить своего представителя в случае его неявки без уважительных причин в орган, ведущий уголовный процесс, считаем, что в данном случае нельзя говорить о праве на смену, а, как правильно указано в части 4, представитель должен подвергаться мерам процессуального принуждения, а вопрос о его замене должен подниматься органом, ведущим уголовный процесс.

Также в части 3 ст.495-4 следует указать, что представитель юридического лица обязан участвовать в уголовном процессе. Императивный характер формулировки, на наш взгляд, будет способствовать соблюдению данного положения и возможности применения мер процессуального принуждения, в случае неисполнения.

Заключение подготовил директор НИИ экономических
и правовых исследований КЭУ Казпотребсоюза
д.ю.н., доцент Ханов Т.А.